24 ноября 2013 года (18.00) в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства (площадь Островского, 6) в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» пройдет открытие выставки «Русский Лос-Анджелес. Игорь Стравинский. Инновации в танце», где будут представлены фотографии, собранные из архивов, библиотек и частных коллекций, а также легендарный сундук с костюмами. Организаторы выставки исследуют ранние танцевальные инновации в Лос-Анджелесе (1910-1940-х годах), рассматривая их как синтез идей русских эмигрантов и местных артистов.
С момента своего основания Лос-Анджелес, город-побратим Санкт-Петербурга, отличался духом новаторства в искусстве, привлекая артистов из-за рубежа, которые стремились реализовать себя. После гастролей «Русских сезонов» по Америке в 1916-1917 годах и во время мятежных военных лет многие деятели искусства иммигрировали из России в Соединенные Штаты, повлияв тем самым на формирование и развитие американского танца.
Игорь Стравинский прожил в Лос-Анджелесе дольше, чем в любом другом городе, поэтому именно Лос-Анджелес является центральной составляющей этой выставки. Творческий период Стравинского в Лос-Анджелесе растянулся почти на три десятилетия, наполненных множеством балетных и музыкальных представлений, которые сформировали художественную картину XX века. С помощью экспонатов выставки можно проследить влияние на развитие американского танца артистов «Русских сезонов» Дягилева, вдохновленных музыкой Стравинского. Среди них – Адольф Больм, Федор Козлов и Бронислава Нижинская, вместе с американскими новаторами в современном танце: Тедом Шоном, Рут Сен-Дени и Лестером Хортоном. Лос-Анджелес часто становился площадкой для синтеза разнообразных художественных и культурных идей. Примером этого служат выступления в Голливуд Боул в 1930-1940-х годах.
Новаторское творение Стравинского – «Весна священная» (1913 г.), с хореографией Вацлава Нижинского и сценографией Николая Рериха, словно линза, через которую просматривается влияние русских в Лос-Анджелесе.
В 1937 году американский хореограф современного танца Лестер Хортон создал свою версию «Весны священной» для Голливуд Боул, которая стала первой интерпретацией произведения Стравинского на Западном побережье США и седьмой на мировой сцене. Обращение к русскому модернизму после рассмотрения версии Хортона находит свое продолжение в реконструированной постановке «Весны священной» Балета Джоффри (1987 г.) с декорациями и костюмами, выполненными Кеннетом Арчером по мотивам сценографии Николая Рериха, и хореографией Миллисенты Ходсон, основанной на работе Нижинского. Премьера балета «Весна священная» в исполнении труппы Джоффри состоялась в Музыкальном центре Лос-Анджелеса в 1987 году, а в 2013 году постановка отметила свое 25-летие.
История костюмов, представленных на выставке, необычна: вместе с другими реликвиями, связанными с жизнью замечательных русских балетных артистов Михаила и Веры Фокиных, вынужденных после революции покинуть родину, они были подарены российским людям их сыном Виталием Фокиным в 1961 году. Все предметы он собрал и тщательно упаковал в дорожный сундук, с которым его отец колесил по всему миру, работая в европейских и американских балетных труппах.
Этот легендарный сундук был передан Виталием Фокиным балетной труппе Кировского (Мариинского) театра, находившейся тогда на гастролях в США. На крышке сундука множество надписей и цветных наклеек с названиями отелей, городов, напоминающих нам теперь о маршрутах, которые в различные годы своей жизни проделал великий русский балетмейстер М.М. Фокин. И наклейка последнего маршрута на сундуке – возвращение на Родину: «Kirov Ballet».
Для посетителей выставка будет открыта с 25 ноября по 15 января.
Кураторы выставки: Лорин Джонсон и Марк Конечный.
Лорин Джонсон, доцент Университета штата Калифорния, Лонг-Бич, бывший танцор труппы Балета Сан-Франциско и Американского театра балета. Джонсон имеет степень магистра Университета Южной Калифорнии (славянские языки и литература), а также является автором статей по истории танца и педагогики для журналов Dance International, Theatre и Dance and Performance Training, и других публикации.
Марк Конечный, доктор философии, заместитель директора и куратор архивов и библиотеки Института современной русской культуры, обладающего уникальной коллекцией книг ХХ века, произведений искусства и культурных артефактов. Сферой его научных интересов является междисциплинарное исследование русской и европейской культур конца XIX и начала XX века.
На открытии выставки будут присутствовать оба куратора, генеральный консул США в Санкт-Петербурге Брюс Тернер, а также директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Ивановна Метелица.
Сразу после открытия в Музее театрального и музыкального искусства в рамках музыкального проекта «Дай руку мне» (проект года Россия-Нидерланды 2013) будет представлен музыкальный спектакль «Игорь и Коко», либретто которого основано на письмах и дневниках Веры Стравинской и других документальных свидетельствах начала XX века. В спектакле прозвучит музыка Дебюсси, Равеля и, конечно же, Стравинского в исполнении пианиста Мартена ван Вена и сопрано Михаэлы Ринер. На экране появляются образы героев повествования…