Госдума на дополнительном заседании в понедельник приняла в третьем, окончательном чтении закон, который ужесточает ответственность за нарушение правил дорожного движения и устанавливает более высокие штрафы в Москве и Санкт-Петербурге по сравнению с другими российскими регионами. Соответствующие поправки по инициативе группы депутатов внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Данный закон был принят голосами "Единой России". В третьем чтении за него проголосовали 311 депутатов (при необходимом минимуме в 226), 129 - то есть все три оппозиционные фракции (КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия) - были против.
Восьмого апреля законопроект прошел Думу во втором чтении. И тогда он принят был голосами депутатов от "Единой России". Поправка о дифференцированном штрафе для Москвы и Санкт-Петербурга была вынесена на отдельное голосование, ее поддержали 302 человека (при необходимом минимуме в 226), 111 были "против" и один воздержался. Оппоненты утверждали, что введение дифференцированных штрафов противоречит Конституции. В частности, такое мнение выразил представитель фракции ЛДПР Сергей Иванов. Однако глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, который является одним из авторов законопроекта, указал, что, по его мнению, мировая практика свидетельствует о том, что за нарушения в центре городов штрафы устанавливаются выше. При этом Плигин заявил, что все вносимые в действующее законодательство поправки, связаннее с ПДД, соответствуют Конституции. "Тяжесть одного и того же деяния на разных территориях различна", - добавил парламентарий. Он отметил, что коррективы законодательства согласованы с руководством Москвы и Санкт-Петербурга.
Московские власти не замедлили подтвердить свою поддержку данной меры. "Правонарушения, совершенные в крупнейших населенных пунктах России, несущие большую общественную опасность, должны влечь за собой адекватную, более высокую ответственность", - заявил, например, заместитель руководителя столичного департамента транспорта Владимир Мишанин. "Представьте, что в Москве один автомобиль встал на трамвайные пути, за ним встал трамвай, потом стоит вся улица, потом - вторая, квартал и так далее. Это недопустимо. Должны быть более жесткие штрафы, нам необходимо воспитывать культуру вождения", - заявлял в свою очередь заместитель мэра столицы Николай Лямов. Глава комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко указывала, что "сейчас эта мера (повышение штрафов - ИФ) приведет в порядок и работу тех сотрудников, которые обязаны следить за соблюдением административного законодательства". Депутат гордумы также отмечала, что высокие штрафы будут мотивацией не только для автомобилистов в соблюдении правил стоянки, но и для сотрудников госавтоинспекции.
Автовладельцы пытались протестовать. В день второго чтения законопроекта Думу пикетировали активисты Федерации автовладельцев России (ФАР), которые призывали депутатов увеличить штрафы самим себе, а не рядовым водителям. "Мы выступаем с гражданской инициативой вынести на обсуждение Госдумы поправки в КоАП о повышении штрафов за нарушение ПДД для служебных автомобилей депутатов Государственной думы, сенаторов, а также федеральных органов исполнительной власти", - говорилось в обращении ФАР. Ранее один из лидеров движения Сергей Канаев неоднократно указывал, что, по его мнению, введение дифференцированных штрафов является нарушением принципов российского законодательства. В блогах же шла оживленная язвительная дискуссия – сколько новых знаков, запрещающих парковку, появится в Москве, и сколько сотрудников правоохранительных органов повысит свое рвение в отслеживании того, как простые граждане блюдут запреты.
СПРАВКА:
Законопроект предусматривает увеличение штрафа со 100 до 300 рублей за нарушение стандартных правил остановки (для Москвы и Петербурга - до 2,5 тысяч); стоянка на пешеходном переходе обойдется водителю в 1 тысячу рублей (вместо 300), а в Москве и Петербурге - в 3 тысячи.
Также вводится дифференцированный штраф за остановку (стоянку) на остановке общественного транспорта - в целом он составит 1 тысячу рублей, для двух столиц - 3 тысячи рублей.
Во столько же обойдется водителю в Москве и Петербурге проезд по полосе маршрутных транспортных средств или решение остановиться на этой полосе; в остальных регионах за аналогичное нарушение штраф вдвое меньше - 1,5 тысячи.
Вместо нынешних 500 рублей лихач заплатит 1 тысячу за "скоростную езду" во дворах любого из российских городов, кроме Москвы и Петербурга, где "ставка" вырастает до 3 тысяч рублей.
1,5 тысячи рублей будет "стоить" остановка (стоянка) на трамвайных путях; 800 рублей - переезд "стоп-линии", а также нарушение правил разметки или дорожных знаков.
В 10 раз - до 1 тысячи рублей - увеличивается штраф за выезд на перекресток во время создавшейся там "пробки".
Незаконное установление на автомобиле фонаря с опознавательными знаками такси повлечет штраф в 5 тысяч рублей.
Законопроект отменяет ныне действующую норму, в соответствии с которой первые сутки хранения эвакуированной машины не оплачиваются. В профильном комитете разъяснили, что у водителя перемещенного на штрафстоянку автомобиля есть шанс забрать его бесплатно, если он успеет оплатить штраф в течение трех первых часов, поскольку не отменено ранее принятое на этот счет постановление правительства.
Срок вступления в силу этой нормы - 1 сентября.
Особый блок поправок регламентирует деятельность такси. В течение трехлетнего переходного периода все такси смогут получить разрешение на работу в течение пяти лет, а с 2014 года будут введены квоты на выдачу таких разрешений.
Желающие получить разрешение вне квоты смогут участвовать в аукционах - они планируются с 2015 года.
В законопроекте оговорено, что значительная часть норм, вводящих повышенные штрафные санкции за нарушений правил дорожного движения, начнет действовать с 1 июля 2012 года.