В комплекс досмотрового оборудования входит аппарат радиационного контроля с функцией видеонаблюдения, стационарный многозонный металлодетектор, портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ, портативная рентгено-телевизионная установка, стационарную сканирующую установку для досмотра багажа и ручной металлоискатель.
Пока на этом этапе «пилотного» проекта досмотр пассажиров будет выборочный, отмечается в сообщении. Тем не менее, пассажиров «Сапсанов» просят прибывать на вокзалы заблаговременно, т.к. досмотр может занять какое-то время.
Досмотр организован Дирекцией железнодорожных вокзалов - филиалом ОАО «Российские железные дороги (РЖД) в рамках программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Всего на новую систему безопасности выделено более миллиарда рублей из федерального бюджета и 300 миллионов рублей – из средств РЖД.
Президент РЖД Владимир Якунин на совещании по безопасности 23 марта текущего года сообщал, что рамками металлодетекторов оснащены вокзалы Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Выборга.
Начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов сообщил, что подготовленные компанией РЖД предложения в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте необходимо законодательно закрепить. В частности, ОАО «РЖД» предлагает разработать регламент взаимодействия по организации досмотровых процедур между Дирекцией железнодорожных вокзалов и соответствующим структурным подразделением МВД», - уточнил он.
Процесс досмотра пассажиров в настоящее время недостаточно эффективен, поскольку сотрудники частных и ведомственных охранных предприятий в соответствии с законом «О частной детективной и охранной деятельности» досмотровыми полномочиями не наделены, а сотрудникам правоохранительных органов из-за их небольшой численности приходится осуществлять выборочный досмотр пассажиров.
Поручением президента РФ от 2 марта 2011 года предусмотрена разработка федерального закона, наделяющего правом досмотра пассажиров и багажа сотрудников организаций, осуществляющих охрану вокзальных комплексов. Его разработка, сходились во мнении участники совещания в РЖД, может занять достаточно долгий срок, поэтому на переходный период необходимо рассмотреть возможность подготовки соответствующего указа президента РФ.
В 2010 году с вокзалов и остановочных пунктов РЖД было отправлено более 950 млн пассажиров. В среднем в сутки отправляется свыше 2,5 млн человек.
Перед РЖД поставлена задача отделить пассажиров скоростного транспорта от всех остальных. Объекты скоростного железнодорожного транспорта отнесены к первой категории террористической опасности – в феврале этого года руководству компании было поручено в течение месяца подготовить предложение как реализовать на практике эту задачу.
Год назад президент РФ Дмитрий Медведев после терактов в московском метро подписал указ по обеспечению безопасности на транспорте. До 31 марта 2011 года должно было завершиться оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств «специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства».
Однако произошедший 24 января в аэропорту Домодедово теракт показал недостаточность предпринятых на тот момент мер.
В конце января на совещании с силовиками президент потребовал от главы МВД Рашида Нургалиева «тряхнуть» всю транспортную милицию, чтобы обеспечить ежедневный контроль за безопасностью. Должностей лишился ряд милицейских руководителей, включая начальника управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу генерал-майора Андрея Алексеева.
Глава государства подписал тогда перечень поручений по безопасности на транспорте, в частности поручив рассмотреть вопрос о создании структуры по разработке соответствующих техсредств, проверить эффективность расходования денег, расширить кинологическую службу и внести к июлю законопроект о маркировке взрывчатки и пиротехники.
Кроме того, в конце января Медведев создал должность еще одного замминистра внутренних дел, который будет отвечать за безопасность на транспорте, и назначил на нее генерал-полковника милиции Виктора Кирьянова, освободив его от должности главы ГИБДД.
ОАО РЖД ежегодно выделяет на безопасность пассажиров и модернизацию транспортной инфраструктуры свыше 12 миллиардов рублей, из них 4,5 миллиардов идут на новые системы охраны, а 250-300 миллионов - на модернизацию уже установленных. Вокзалы первого и второго классов оснащены системами видеонаблюдения с возможностью передачи данных в органы внутренних дел. В перспективе планируется установка соответствующего оборудования на вокзалах третьего класса.
В 1 квартале 2011 года в рамках реализации поручения Президента РФ Дмитрия Медведева по усилению антитеррористической защищённости вокзальных комплексов, ОАО «РЖД» было затрачено 1,5 млрд рублей на приобретение и установку 180 металлодетекторов. На содержание и обслуживание уже установленных систем потребуется 2 млрд рублей ежегодно.
Автор: Иван Гребенников